Родительский университет

Методические разработки родительского университета

развернуть

Ознакомиться с материалами можно перейдя по ссылке:

Методические разработки

свернуть

План родительского университета

развернуть

Ознакомиться с материалом можно здесь:

План родительского университета

свернуть

Круглый стол "Зависимость"

развернуть

Ознакомиться с материалами можно здесь:

Круглый стол "Зависимость"

свернуть

Главные правила здорового образа жизни

развернуть

Ознакомиться с материалами можно здесь: 

Главные правила здорового образа жизни

свернуть

Информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет» по теме «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» Цель: повысить психолого-педагогическую

развернуть

Родительский университет "Режим дня школьника"

развернуть

Ознакомиться с материалами можно здесь:

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

свернуть

Родительский университет «Адаптация учащихся в первом классе»

развернуть

Ознакомиться с материалами можно перейдя по ссылке:

Родительский университет «Адаптация учащихся в первом классе»

свернуть

Консультация для родителей учащихся 1-го класса в рамках проведения Родительского университета «Возрастные особенности учащихся 1-го классов. Режим первоклассника» (адаптация детей к школе)

развернуть

Консультация для родителей учащихся 1-го класса в рамках проведения Родительского университета «Возрастные особенности учащихся 1-го классов. Режим первоклассника» (адаптация детей к школе)

свернуть

Родительская конференция «Культура поведения в конфликтных ситуациях» в рамках родительского клуба «В уютном кругу»

развернуть

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г.Старые Дороги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительская конференция

«Культура поведения в конфликтных ситуациях»

в рамках родительского клуба «В уютном кругу»

 

 

 

 

Думинская О.М.,

педагог социальный

    Дмитрук Л.С.,

    педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.04.2021

Цель: научить способам взаимодействия в конфликтных ситуациях, возникающих между родителем и ребенком.

Задачи:

- сформировать стремление к предупреждению конфликтов;

- научиться предотвращать конфликтные ситуации, отработать способы выхода из конфликта.

Оборудование: Чистые листы А4; Шаблоны кувшинов; карандаши, фломастеры, маркеры; Ватман с рисунком дерева с корнями.; Стикеры с липким краем 2 цветов; Карточки с ситуациями и определениями линий поведения в конфликтных ситуациях; Магниты для прикрепления на магнитную доску; Музыка спокойная, для фонового сопровождения заданий в группах.

Форма проведения: родительская конференция

Участники: Родители, учащиеся, специалисты СППС

Ход собрания

Педагог:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, как взаимодействовать друг с другом без конфликтов. Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию. Мы с вами сегодня поговорим о том, что же такое конфликт и можно ли его избежать. Но для начала давайте разрядим обстановку и познакомимся. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды: родители – дети.

Упражнение «Кувшин»

Оборудование: Шаблоны кувшинов, цветные карандаши, фломастеры (по числу участников).

Участникам предлагается «наполнить» кувшины, отвечая на вопросы. На выполнение задания отводится 5 минут. Затем озвучивается в паре родитель – ребенок.

Вопросы для родителей

Вопросы для детей

Как я называю своего ребенка дома

Его увлечение

Сильные стороны его характера

Какой поступок моего ребенка меня удивил

Что я жду от этого собрания

Как я обращаюсь к своим родителям дома

Увлечения моих родителей

Сильные стороны их характера

Какой поступок моих родителей меня удивил

5.Что я жду от этого собрания

Педагог:

Где берет свое начало конфликт, и какие имеет последствия? Мы ответим на эти вопросы с помощью дерева проблем.

Упражнение «Дерево проблем»

Оборудование: Ватман с рисунком дерева с корнями. Стикеры с липким краем 2 цветов.

Участвуют 2 команды (родители, дети).

Инструкция: Команда детей должна написать на стикерах как можно больше причин, приводящих к конфликтам, а команда родителей пишут, к каким последствиям могут привести конфликты. На задание отводится 5 минут. Далее один представитель от группы выходит и размещает свои ответы на дереве: причины конфликтов прикрепляют на корнях дерева, а последствия на кроне.

Педагог:

А сейчас я предлагаю вам заняться творчеством.

Упражнение «Рисунок в паре»

Оборудование: Листы А4, маркеры, магниты (по количеству команд)

Приглашаются желающие пары родитель – ребенок.

Инструкция: Сейчас вы будете рисовать на свободную тему. Пусть каждый из вас представит небольшой сюжет, который он бы хотел нарисовать. Представили? Ваша задача в том, чтобы, не сообщая напарнику о своей задумке, держась одновременно за маркер нарисовать, на одном листе бумаги то, что вы задумали. Общаться словами при этом нельзя. На выполнение задания у вас 5 минут.

Анализ упражнения:

- Какую тактику вы использовали в ходе выполнения задания?

- Получился ли рисунок? (Если рисунок все – таки у кого – то получился, надо спросить, как им удалось договориться)

- Вы оба довольны результатом?

- Чей замысел не реализовался?

- Как вы считаете, вам удалось договориться?

Педагог:

 Давайте посмотрим на ваши рисунки. Сколько пар сумело договориться, а сколько пар вступило в конфликт. Ведь вы только, что участвовали в конфликтной ситуации. Сегодня мы с вами постараемся разобраться, как разрешать такие ситуации и как их не допускать.

Давайте разберемся, что же такое конфликт. Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями и мнениями, и только один путь их решения. Например: в семье один компьютер, но все члены семьи в одно и то же время хотят его занять.

Другим основанием для конфликта будет такая ситуация, в которой цели у людей разные, и приближение к цели одного отдаляет от цели другого. Например: два человека живут в одной комнате, один хочет спать, а другой слушать громкую музыку. Как только один человек достигает своей цели, то другой, моментально отдаляется от своей.

Дорогие родители, дети приготовили для вас творческий номер.

«Ток Шоу» с Андреем Салаховым

Действующие лица:

Ведущий

Мама

Дочка

Ведущий: Добрый день дорогие друзья, я рад приветствовать Вас на своем Ток – Шоу и тема нашей передачи «Ругать или не ругать, вот в чем вопрос». У нас в гостях сегодня семья, давайте, послушаем их историю.

Дочка: Здравствуйте! Мы живем вдвоем с мамой.

Мама: Вчера я попросила свою дочку развесить белье.

Дочка: В это время я смотрела по телевизору любимую передачу, поэтому сказала, что сделаю это через 20 минут, когда передача закончится. Представляете, что мне сказала мама?

Мама: Когда я говорю, чтобы что-то было сделано, то не нужно со мной перепираться, это надо сделать немедленно, и мне не важно, чем ты в это время занята!

Дочка: Я взяла таз с бельем и пошла на улицу. Когда я выходила из дома, то соседская собачонка бросилась мне под ноги, и я наступила на нее. Собака, завизжав, побежала к своей хозяйке.

Ведущий: Как на это отреагировала ваша соседка?

Дочка: Ну, она начала кричать: «Тебя, что под ноги смотреть не учили? Чуть не раздавила мою маленькую девочку». А я ей сказала, что нечего тут своих шавок распускать. Она меня обозвала хамкой и ушла.

Ведущий: Что же было дальше?

Дочка: Когда я уже почти развешала все белье, начался сильный дождь.

Мама: Тут я крикнула ей в окно, что нечего стоять, ворон считать, чтобы собирала белье, да побыстрее.

Дочка: Я, немного поворчав, собираю под дождем белье назад в таз. И что вы думаете, когда я побежала к дому я поскользнулась и упала. Когда мама это увидела, вы думаете, она меня пожалела? Не тут-то было, она меня ругала так…

Ведущий: (Обращение к аудитории) Не зря тема нашей передачи «Ругать или не ругать, вот в чем вопрос». А как думаете, вы, дорогие друзья, кто был пострадавшим в данной ситуации? Мама, у которой дочь подросток и ее надо держать в ежовых рукавицах (по ее мнению). Или же дочка с мнением и интересами, которой изначально никто не собирался считаться.

Как вы считаете, с чего начался конфликт в этой семье? (С требований матери путем ущемления прав дочери)

Сколько конфликтов мы наблюдали? (Три)

Можно ли было избежать конфликта? На каком этапе? (Да можно, если бы они сумели договориться на начальном этапе)

(Обращается к маме с дочкой) Если бы мы могли перемотать время назад, и вы снова оказались в той ситуации то, как сегодня бы развивались события в вашей семье? Каких ошибок вы не будете больше допускать? (Диалог приводит к тому, что необходимо сотрудничать и уметь договариваться).

Мама с дочкой просят прощения друг у друга и обнимаются.

Ведущий: Ну что же, давайте ответим на главный вопрос нашей передачи «Ругать или не ругать?». (Основной вывод, что нужно быть снисходительными друг к другу и уметь договариваться)

Педагог:

Давайте поблагодарим наших героев.

Сейчас мы с вами познакомимся с линиями поведения в конфликте. На доску прикрепляются карточки с определениями.

Уклонение – это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы тут не реализовываются.

Уступка – если интересы другого человека для меня на первом месте, а на свои интересы мне «наплевать».

Подавление – это когда мои интересы важнее чужих, чаще всего я их в расчет вообще не беру. (Однако такая линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму)

Компромисс - это когда каждый участник конфликта ущемляет свои интересы, для того чтобы что – то получить. (Это взаимоуступка).

Сотрудничество – когда интересы каждого участника конфликта учитываются по максимуму.

Давайте подумаем, какая линия поведения во время конфликта наиболее эффективна. (На доску прикрепляются карточки с определениями).

Например:

1) Если назревает конфликт с нетрезвым человеком, то наиболее эффективной линией поведения будет… (уклонение).

2) Ваш друг опоздал на встречу по уважительной причине (например, из-за транспорта или застрял лифт), то в такой ситуации со стороны опоздавшего допустима линия поведения… (подавление).

3) Вы с подругой пошли гулять и на общие деньги вы решили купить мороженое, она выбирает мороженое, которое вы совсем не любите, но чтобы не портить отношения с подругой вы промолчите, какая линия поведения здесь проявилась? (уступка)

4) Дочь поздно вернулась домой, мама требует, чтобы она возвращалась домой не позднее 21.00. Дочь – подросток предлагает компромисс – взаимоуступку: с понедельника по пятницу она приходит домой в 21.00, но в выходные мама разрешает ей возвращаться в 23.00 часа.

5) Все та же ситуация с подростком, который поздно вернулся домой. Каждый участник конфликта объясняет, почему для него важно поступать в данной ситуации именно так: для подростка - это чувство самостоятельности или забывчивость; для родителя – тревога за жизнь ребенка. Далее обе стороны договариваются, что в течение рабочей недели сын будет возвращаться в 21.00, а в выходные в 23.00, но начиная с 19.00 один раз в час, он будет сам звонить родителям для их спокойствия, родители же не должны звонить подростку, а так же кричать и делать замечания. Какую линию поведения мы наблюдаем в этой ситуации? (Сотрудничество)

Педагог:

Главная цель нашего собрания - это научиться разрешать и предотвращать конфликты. Сейчас я предлагаю вам обыграть несколько конфликтных ситуаций. Приглашаются желающие 4 пары родитель – ребенок.

Ситуация 1

Вам позвонила подруга и сказала, что примерно через час заедет к вам в гости. Вы начинаете собирать на стол: но явно не успеваете сходить в магазин за продуктами. Обращаетесь к своему ребенку - подростку с просьбой. В ответ — слышите, что он не собирается снова одеваться и идти за покупками, так как недавно пришел из школы и хочет спать.

Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Тебе много задали домашнего задания на завтра и еще необходимо сделать доклад по биологии, но родители не хотят оставлять тебя одного дома и настаивают на том, чтобы ты ехал с ними к бабушке и готовил уроки у нее. Никакие доводы не помогают. Родители не хотят оставлять тебя дома одного.

Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 3

Вы возвращаетесь домой после родительского собрания, на котором вы узнали о плохой успеваемости сына. Вы в ярости и требуете объяснений, снова говорите о том, что он никуда не поступит с такими результатами. А он спокойно и невозмутимо говорит о том, что тогда пойдет в армию, ну или работать.

Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 4

После дня рождения вашего ребенка, вы, подсчитав подаренные деньги, сообщаете ему, что на них купите ему зимнюю куртку. Услышав это, ваш ребенок начинает кричать, плакать, так как у него были свои планы на подаренные деньги, он собирался с друзьями сходить на концерт любимой рок – группы. Вы совсем не одобряете выбор вашего ребенка и категорически ему об этом заявляете.

Как разрешить этот конфликт?

Педагог:

Ну, вот мы с вами обсудили линии поведения при конфликтных ситуациях, просмотрели на практике как решать конфликты. И назрел такой вопрос: как вы считаете конфликт – это плохо или хорошо?

Я предлагаю каждой из команд и родителям и детям найти свои плюсы и минусы конфликтов, а потом нам их озвучить.

Минусы:

Конфликт

- часто связан с насильственными методами

- может способствовать подавленности, негативному настроению.

- может способствовать развитию комплексов

- может привести к прекращению общения с человеком, с которым был конфликт

Плюсы:

Конфликт

- Это определенная форма разрешения противоречий; разрешив конфликт, мы устраняем те недоговоренности, обиды, противоречия, которые к нему привели.

- помогает снять эмоциональное напряжение, получить психологическую разгрузку.

- объединяет, сплачивает людей, перед лицом внешней угрозы

- способствует самоутверждению личности

- во время конфликта «снимаются маски», каждый человек раскрывает себя во время конфликта, и можно узнать «кто есть кто»

Педагог:

Все плюсы конфликта, которые мы с вами назвали, могут возникнуть только тогда, когда конфликт разрешен. 

(Рефлексия) А сейчас, я предлагаю вам снова обратиться к вашим кувшинам и проверить, оправдались ли ваши ожидания от этого собрания. 

Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он возникает. Любой конфликт – это маленькая война, которая может иметь и затяжной характер. А любая война несет разрушение. Но если уже конфликт разыгрался, надо суметь найти из него выход. Ведь человек становится мудрее после разрешения конфликта. Закончить наше собрание я бы хотела с помощью китайской пословицы «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте как можно чаще будем вспоминать эти мудрые слова. Желаю удачи вам в предупреждении конфликтов в вашей жизни! Спасибо всем за работу!

 

 

свернуть

Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Особенности познавательной сферы. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

развернуть

Возрастные особенности 13-14 летних подростков.

Особенности познавательной сферы.

Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

 

«В подростковом возрасте

многие человеческие достоинства

проявляются в чудачествах

и неподобающих поступках»

                                     Гёте

В 12-13 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.

Семиклассники (дети 12—13 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ

Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок - или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 12—13 лет.

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

Нередко интересы подростков быстро гаснут, так как они испытывают вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), они быстро разочаровываются в этой сфере или в самих себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Такие дети нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

ФОРМАЛИЗМ В УЧЁБЕ

Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. В учебном процессе необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

          При первом виде формализма учащиеся, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у подростков, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В. В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).

Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.

Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.

Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.

Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).

Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.

Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.

Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.

Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.

В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.

Именно  в подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается ребёнок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подростком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему разбираться в людях, в их поступках. В то же время, подросток не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из - под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять занятия и игры своего ребёнка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать его время, обеспечить его развлечениями и организовать его досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из - под их контроля. В этот период старайтесь говорить с подростком откровенно на самые деликатные темы. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором находятся ваши дети. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Конфликты, возникающие в это время, происходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где у всех есть права и обязанности, где подросток имеет право голоса. Не забывайте слова Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». Поэтому не спешите осуждать своего ребёнка! "Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа" Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь помогите им в сложный период взросления!

Всё это требует от нас с вами пристального внимания к ребёнку, предельной тонкости, деликатности, осторожности в общении с ним. Любите своих детей! Успехов вам в их воспитании!

Памятка для родителей 1.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка. 2.Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. 4.Постарайтесь делать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление. 5.В период полового созревания мальчикам важна поддержка и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап. 6.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 7.Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Памятка 

Какие способы общения помогают разрешить конфликт 

  • покажите ваши огорчения по поводу возникших противоречий; •используйте «активное слушание»; •предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам; •не высказывайте никаких негативных оценочных суждений; •ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны и уверенны в себе; •не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

 

свернуть

Консультация с элементами тренинга для родителей «Личное ли это дело – личное счастье?» в рамках проведения Родительского университета.

развернуть

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г.Старые Дороги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация с элементами тренинга

для родителей

«Личное ли это дело – личное счастье?»

в рамках проведения Родительского университета.

 

 

 

 

Думинская О.М.,

педагог социальный

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • повышать коммуникативные навыки родителей;
  • развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
  • познакомить с приемами восстановления эмоционального равновесия;
  • повышать самооценку родителей;
  • повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

 

Мозговой штурм на тему «Счастье - это ...»

Цель: раскрыть глубину понятия «счастье» каждого из участников, способствовать развитию уникального умения владеть им.

Все объединяются в три подгруппы: «Вера», «Надежда», «Любовь».

Педагог дает задание каждой команде - дописать выражение на ватмане: «Счастье - это ...»

После выполнения задания ватман с прописанными идеями прикрепляют на доску, начинается обсуждение.

- Почему для нас счастье - это ...?

- От чего зависит счастье?

- Какой должен быть счастливый человек?

- Вспомните счастливые моменты своей жизни…

- Может ли быть счастливым человек, ни во что не веря?

- Может ли человек сам построить свое счастье?

 

Информационное сообщение «Что такое счастье?»

С научной точки зрения счастье – это состояние человека, при котором он чувствует радость, положительные эмоции и удовлетворённость своей жизнью в целом. Это внутреннее состояние, которому характерно спокойствие, радость, приподнятость и удовлетворенность собою. Понимание счастья у каждого разное, оно зависит от личности человека, от духовной сущности, мировоззрения и т.д. Это, в свою очередь зависит от воспитания, окружения, условий жизни и от других факторов. Абсолютно каждый индивидуум имеет собственное видение «счастья». Cколько людей, столько и мнений, столько же взглядов на личное счастье. Для кого то счастье это путешествия, для других карьерный рост, для некоторых – встречи с родными, друзьями или с любимым человеком. Каждый сам для себя выбирает, что лично для него является счастьем. Бесполезно завидовать чужому счастью, на этом свое счастье не построишь, часто кажется, со стороны, что другим живется лучше, люди объективно не оценивают личную жизнь, лишь делают попытки субъективного анализа других. Счастье человека, а тем более молодого, зависит не только от условий ее жизни, но и от отношения к этим условиям, к окружающему миру, к собственному образу общей структуры и картины мира. От этого образа зависит понимание им собственного жизненного пути. Человек только самостоятельно строит свое счастье, когда определит для себя, в чем оно состоит. Универсальным счастьем практически для всех является здоровье близких людей и их нахождение рядом. Также, счастливый человек тот, который гармонирует с окружающим его миром. Такие люди способны видеть хорошее в различных мелочах. Для всех людей счастье заключается в разном, но не обращая внимания на особенности личности человек, мировоззрения, материального состояния, на окружение, общему для всех значение счастья – это душевная гармония. Гармония с самим собой и окружающей средой. Когда человек здоров и. чувствует внутренне личностную гармонию, его отношение с людьми, реализацию собственного «Я» он на самом деле чувствует себя счастливым.

Что есть СЧАСТЬЕ для каждого из нас? Ответ на этот вопрос – это наш личный выбор.

Актуализация

- Перед вами иллюстративный ряд:  дом, дети, вторая половинка, счастье, радость, достаток, взаимопонимание, труд, воспитание, помощь, скандал, недоверие, упрёки, уют….

- Если бы вам предложили испечь пирог семейного счастья, какие из этих ингредиентов-понятий вы бы положили в него? (выбирают нужные слова по очереди и прикрепляют)

- Вот такой пирог у нас получился. Я думаю, что все согласятся, что семья, в которой всё это есть, счастливая семья.

 

Упражнение-энергизатор «Счастливая лесенка»

Цель: обращение к актуальному опыту переживания счастья-несчастья.

Необходимые материалы: мел или малярный скотч, маркеры или карточки.

Описание. На полу с помощью мела или скотча изображается отрезок, один из концов которого обозначает «Я очень счастливый человек», другой –«Я очень несчастный человек», между ними 10 граций. Каждому участнику предлагается найти свое место на этом отрезке. Когда все заняли подходящие по их мнению для них места каждому предлагается обосновать свой выбор (например, «Я счастлив на четверку потому, что …»). Первым предлагается высказаться тем, кто находится ближе всего к отрезку «несчастный».

Обсуждение притчи «Счастье»

Цель: формирование представления о счастье как соучастии в жизни другого человека.

 Описание: ведущий предлагает вниманию группы притчу:

Однажды вор залез в чужой курятник и украл курицу. Когда он убегал, то опрокинул лампу и курятник загорелся. Курица смотрела назад и, видя огонь пожара, понимала, он спас ей жизнь.

Когда вор откармливал курицу пшеном и хлебом, курица понимала, он о ней заботиться.

Когда вор скитался из города в город, пряча курицу за пазуху курица понимала он её любит.

Когда курица увидела, что вор замахнулся ножом, она поняла: он хочет покончить жизнь самоубийством. Она пригнула на нож и закрыла вора своим телом. И умерла счастливой.

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Что сделало птицу счастливой?

- В чём истинное счастье?

Резюме ведущего. Подведя итог обсуждению, ведущий акцентирует внимание группы на том, что счастье невозможно в отрыве от интересов других людей.

Упражнение «Капля»

Цель: показать участникам, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения.

Ведущий каждому участнику кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши (Вариант: желающий участник на глазах присутствующих проводит эксперимент).

В итоге каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Резюме ведущего: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

 

Вывод:  Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета "Обратная связь"

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом социальным (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие? __________________________________________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

___________________________________________________________

  1. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ___________________________________________________________
  2. Ваши мысли после занятия ___________________________________________________________
  3. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) _______________________________________________

Анкета "Обратная связь"

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом социальным (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие? __________________________________________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

___________________________________________________________

  1. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ___________________________________________________________
  2. Ваши мысли после занятия ___________________________________________________________
  3. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) _______________________________________________

Анкета "Обратная связь"

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом социальным (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие? __________________________________________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

___________________________________________________________

  1. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ___________________________________________________________
  2. Ваши мысли после занятия ___________________________________________________________
  3. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) _______________________________________________

 

 

 

свернуть

Патриотический альманах «Я. Семья. Беларусь – родина моя.»

развернуть

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г.Старые Дороги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриотический альманах

«Я. Семья. Беларусь – родина моя.»

 

 

 

 

Думинская О.М.

педагог социальный,

Дмитрук Л.С.

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь 2021

Цель: формирование представлений учащихся и их родителей о родине, а так же воспитание чувства любви и гордости за свою большую и малую Родину.

Задачи:

  • воспитание учащихся и их родителей в духе национальной идеологии;
  • расширение знаний об истории и современности нашей Родины;
  • способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции;
  • привлечение участников мероприятия к интеллектуальным видам деятельности;
  • привитие методами интеллектуально-игровой деятельности навыков работы в коллективе, корректной дискуссионной деятельности.

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Настрой на мероприятие.

Начинается мероприятие с прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается родина».

 

I ведущий: Понравилась ли Вам песня ?

                    Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить ?

 

  1. Сообщение темы мероприятия.

II ведущий:   Кто Беларуси не видал,

Увидев, догадался б сразу,

За что народ её назвал

Своей страной голубоглазой.

I ведущий:   Да, синеокою она

Уж испокон веков зовётся,

Ведь Припять, Днепр, Березина

Тут лентой голубою вьется.

 

II ведущий:   Синеют здесь глаза озёр,

Лесов здесь зеленеет царство!

Какой невиданный простор!

И это всё - моё богатство!

 

I ведущий:   Его мы умножать должны,

Ведь мы твои, Отчизна, дети,

Мы - дочери твои, сыны,

Мы за страну свою в ответе!

 

II ведущий:   Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране. А путешествовать мы будем по определенному плану и замаскированными пунктами (все пункты замаскированы под определения: директриса, штаб, командный пункт, пост, блиндаж, и чтобы попасть на этот пункт необходимо угадать, что изображено на картинке и дать определение (приложение1), который сейчас перед вами.

I ведущий:   Первый пункт ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ?

II ведущий:   Какое красивое название у нашей страны – БЕЛАРУСЬ.

А ещё мы называем её Родина.

 

I ведущий:   А ещё – Бацькаўшчына. Родина – потому что мы здесь родились, потому что она нам самая родная из всех стран мира.

 

II ведущий:   Бацькаўшчына – потому что она нам осталась от наших отцов, а им – от их отцов – наших дедов. А дальше – от прадедов и прапрадедов. И так аж до самых далёких предков.

 

I ведущий:   Над широкими полями, над вековечными пущами, над зелёными лугами. Над голубыми лентами рек и речушек, над зеркалами бесчисленных озёр парят в высоком небе белокрылые аисты. Поэтому поэт Владимир Короткевич назвал нашу страну землёй под белыми крыльями.

 

II ведущий:  Родина –это дом в котором мы живём. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.

 

I ведущий:   Слово «родина» является однокоренным со словом «род»…

Упражнение «Родня»

Я прошу вас придумать как можно больше слов с корнем род

РОДНОЙ – самый близкий и родной человек.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

 

  1. II ведущий: Вот мы и приехали на второй пункт БЕЛАРУСЬ

У каждого человека есть своя Родина – тот край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Как называется наша Родина? Наша Родина – Беларусь. Здесь родились и живут ваши родители, дедушки и бабушки. Мы по праву можем гордится нашей родиной, её природой, её талантливыми людьми.

 

I ведущий:   Белоруссии запах любимый.

В песнях пущ и лугов различимый,

Он и прост, и богат, и чудесен.

Словно музыка ласковых песен.

Белоруссия – вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

II ведущий:  Мы проведём с вами небольшой конкурс-викторину, которая поможет нам с вами понять, кто лучше и больше всех знает историю нашей страны.

Итак, будьте внимательны:

Вопрос:

Ответ:

1.               Как в старину называли Белоруссию

Белая Русь

2. Старый синоним слова родина?

Отцовщина или бацькаушчына

3. Сколько областей в нашем государстве?

6

4. Перечислите их.

1.Гродненская

2.Витебская

3.Брестская

4.Минская

5.Могилёвская

6.Гомельская

5. Как называется столица нашего государства?

Минск

6. Перечислите главные города областных центров.

1.Минск

2.Гродно

3.Брест

4.Могилёв

5.Витебск

6.Гомель

7. Какой злак присутствует в гербе Беларуси?

Пшеница

8. Что расположено в гербе Беларуси над словами Республика Беларусь?

Часть глобуса или земного шара

9. Что расположено над глобусом?

Солнце

10. Что расположено над солнцем?

Контур нашего государства

11. Из каких цветов составлен государственный герб Беларуси?

Красный и зелёный

12. Какого цвета в флаге больше всего?

Красного

13. Что расположено слева на флаге?

Национальный фрагмент вышивки или рисунка

14. Какими словами заканчивается припев государственного гимна Беларуси?

Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

15. Какими словами начинается гимн Беларуси?

Мы, беларусы, -мiрныя людзi

16. *От каких трёх племен пошли белорусы?

Кривичи, дреговичи, радимичи

17. *Вдоль какой реки поселилось Радимичей?

Сож

18. *Вдоль какой реки поселилось Дреговичей?

Днепр

19. Беларусь очень часто называют краем чего?

Лесов и озер

20. *Какова площадь нашего государства?

207 тысяч квадратных метров

21. С каким количеством стран граничит наше государство?

5

22. Перечислите эти государства, границы которых примыкают к нашим?

Россия, Литва, Латвия, Польша. Украина

23. Какова приблизительная численность нашего государства?

Около 10 миллионов человек

(на 01.01 2021 года,  население республики составило 9 349 645)

24. Где проживает большая часть белорусского населения?

В городах

25. Сколько главных рек протекает в Беларуси?

4

26. *Перечислите их.

Неман, Западная Двина, Днепр и Припять

27. На какой реке был построен город Речица?

Днепр

28. На какой реке был построен город Гомель?

Сож

29. Самая главная площадь в столице нашего государства?

Площадь Победы

30. Назовите самых известных вам белорусских поэтов?

Адам Мицкевич, Якуб Колас, Янка Купала и так далее

31. Как называются два дня: весенний и осенний, когда в нашей стране чтят память предков?

Радуница и Деды

32. Как называлась рукописная книга, в которой наши предки записывали события минувших дней?

Летопись

33. Назовите два самых старых города, которые раньше всех упоминались в старых летописях?

Полоцк и Туров

34. Кто является белорусским первопечатником?

Франциск Скорина

35. *Как называлась первая книга, выпущенная Франциском Скориной?

Библия

36. *Какое имя носила дочь полоцкого князя, ставшая в дальнейшем великой княгиней Киева?

Рагнеда

37. Как в Киевской Руси в народе прозвали Ярослава, сына Рагнеды, за его ум?

Ярослав Мудрый

38. Как называлась сумка для стрел?

Колчан

39. Как назывался в старину головной убор одеваемый воинами на голову во время сражения?

Шлем

40. Как называлось оружие в виде шара и иголок на палке?

Булава

41. Как называлось круглое приспособление для отражения ударов противника?

Щит

42. Как называлась одежда сделанная из железных колец, одеваемая воинами, для предохранения тела от смертельных ударов?

Кольчуга

43. Как звали белорусскую женщину, которую церковь в старину объявила святой?

Ефросинья Полоцкая

44. Как в старину называли большой дом сложенный из камня?

Замок

45. Как в старину называли мастеров какого-нибудь дела?

Ремесленники

46. Как называется мемориальный комплекс, посвященный невинным жертвам великой

Хатынь

 

  1. I ведущий: Мы продолжаем наше путешествие, следующий пункт называется СИМВОЛЫ

У каждого человека есть имя фамилия и отчество, так и у любого государства есть своя символика – это…

Ведущий предлагает учащимся разобраться, что относится к символам государства.

Правильно, к символике относиться: флаг, герб и гимн.

 

II ведущий:  Излучает он чудесный свет.

У него – высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней нашего герба.

I ведущий:   Страна моя родная, Беларусь.

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором радостно слились

Цвета, которые нам всех милее.

Зелёный – цвет полей, лугов, лесов,

И красный цвет – цвет жизни и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих сердце и любовь и верность.

II ведущий:  три полосы флага и орнамент флага несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.

У каждого государства есть одна главная песня, в которой воспевается страна (Это что? –гимн, его исполняют стоя.)

 

  1. I ведущий: пункт МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

У каждого из нас есть своя малая Родина –тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом, школа. Для кого-то малая Родина –родной город. Для кого-то –городская улица или уютный дворик с качелями. Словом, малая Родина у каждого своя! Где бы мы ни были, наш родной город является для нас тем светлым огоньком, который всегда будет звать нас в родные края. Как называется наш родной город?

II ведущий:  Мой милый край –земля, где я родился,

Где первые тропинки протоптал.

С тобою сердцем с детства я сроднился,

Тебя я Малой Родиной назвал.

Где у крыльца родительского дома

От всех штормов – надёжный мой причал.

Из дальних странствий песнею знакомой

Ты звал меня и радостно встречал.

 

Участникам демонстрируется видеоролик «Семь чудес Стародорожчины».

 

  1. I ведущий: пункт ПАТРИОТ

Сочинение «Патриот родной страны»

Вот мы и дома. Что нужно для того, чтобы сохранить красоту нашей земли? Все красивое очень хрупкое и нужно нам с вами постараться сохранить красоту нашей родины для других поколений. Уважаемые присутствующие, все мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны:…

- ценить и беречь свою Родину, узнавать людей, живущих в ней, её прошлое и настоящее;

- знакомиться, овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа;

- беречь красоту своего языка, помогать другим овладеть им;

-изучать историю людей, которые жили до нас;

- дорожить историей своего края, народа.

И я хочу обратиться к вам ребята и напомнить. Что в нашей стране есть много талантливых и творческих людей, которые восхваляют нашу республику. И я очень надеюсь, что пройдут года. Вы выучитесь. Воспользуетесь вашим правом на получение хорошего образования. Получите профессию и тоже будете воспевать то государство, в котором вы родились и выросли, в котором жили ваши предки. И вы будете достойными продолжателями всех достойных дел нашего с вами народа…

II ведущий: на этом наше мероприятие заканчивается. Я думаю, каждый из вас сегодня открыл для себя что-то, чего не знал раньше. И хочу закончить наше сегодняшнее мероприятие  строчками из стихотворения:

О родине – негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она – моя отрада и награда.

Скажу о ней – молитву сотворю:

«Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,

Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво

И перед тобой себя не уронить!»

 

Приложение 1

 

Директриса (пункт ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ) - многозначный термин. Директриса (в артиллерии) — участок полигона — прямая линия, по которой измеряются дальности выстрелов. Также известна как направление стрельбы. Директриса — прямая, лежащая в плоскости конического сечения (эллипса, гиперболы или параболы) и обладающая тем свойством, что отношение расстояния от любой точки кривой до фокуса кривой к расстоянию от той же точки до этой прямой есть величина постоянная, равная эксцентриситету.

 

Значение слова «штаб». ШТАБ (пункт ПАТРИОТ) - орган управления войсками в частях, соединениях и объединениях всех видов вооруженных сил, а также лица, входящие в этот орган. 

 

Пост (фр. poste, от лат. positus — поставленный) (пункт СИМВОЛЫ), слово, имеющее в военном деле следующие значения: всё, порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он исполняет свои обязанности. К постам относятся и охраняемые техническими средствами охраны объекты, и участки местности, где эти средства установлены; военнослужащий (группа, небольшое подразделение, формирование), выполняющий специальную задачу.

 

Блиндаж (пункт МАЛАЯ РОДИНА) – это полевое укрытие, выполняющее функцию защиты военных от поражающих факторов оружия противника, а также безопасное место для отдыха и сна.

 

Командный пункт (КП) (command post) (пункт БЕЛАРУСЬ) – это основной пункт управления, с которого осуществляется управление войсками в бою и операции, так как на нем находится большая часть аппарата управления во главе с командиром и основная часть технических средств, решаются важнейшие задачи, связанные с руководством войсками.

свернуть
В помощь родителям и педагогам онлайн-платформа "Родительский университет"