Воспитательная работа

ГРАФИК РАБОТЫ  ОБЪЕДИНЕНИЙ  ПО ИНТЕРЕСАМ на 2 полугодие  2020/2021 учебного года 

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Средняя школа № 3

г. Старые Дороги»

                     В.С.Шумский

«__»________2021 года

 

 

Название объединения

Руководитель

К-во час.

Поне-дельник

Втор-ник

Среда

Четверг

Пятни-ца

Суббота

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Юный инспектор движения»

Гуща Д.М.

 

1

16.40-17.25

 

 

 

 

 

«Эрудит» 2

Кравчук Л.В.

1

 

 

12.40-13.25

 

 

 

«Эрудит» 3

Кравчук Л.В.

1

 

 

 

11.45-12.30

 

 

«Эрудит» 4

Василюк И.М.

1

 

 

 

13.00-13.45

 

 

«Волшебный мир книг»

Дорошко О.И.

 

2

 

 

 

 

15.30 -16.15; 16.20 - 17.05

 

«Что? Где? Когда?» (КВАНТ)

Будейко А.О.

 

1

 

 

 

 

 

10.00-10.45

«Литературная гостиная»

Ярохович В.М.

 

1

 

 

 

 

 

11.45-12.30

«Юный редактор»

Ярохович В.М.

 

1

 

 

 

 

 

09.55-10.40

«Всё обо всём». Математическое направление

(КВАНТ)

Сидорович Н.И.

 

 

1

 

 

 

 

 

09.00-09.45

«Юный артист»

Ерёмина С.В.

 

2

 

 

10.50-11.35;

11.45-12.30

 

 

 

«ОФП»

Дубовик Л.В.

 

1

 

 

 

 

 

10.00-10.45

Волейбол

Дубовик Л.В.

 

1

 

 

 

 

18.50-19.35

 

                     

 

Заместитель директора по ВР                                                    А.А.Болотько

 

свернуть

Символика РБ и Стародорожского района

развернуть

Государственный флаг Республики Беларусь    утверждѐн    7    июня    1995    года   и представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос  (2:1):  верхней  –  красного  цвета  и нижней – зелѐного цвета. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле.

Красный цвет в современном белорусском флаге символизирует: особое значение, которое придавали славяне красному цвету, как символу солнца; кровные узы с предками; борьба за правое

дело и независимость; господствующее положение красного цвета в СССР.

Зелѐный цвет символизирует: племя дреговичей, проживавшее на юге современной Республики Беларусь; леса и болота страны; весеннее пробуждение природы после зимы.

Белый цвет, использующийся в качестве основы для орнамента, символизирует: гостеприимство белорусов; свободу, чистоту и непорочность страны; название страны («Белая Русь»).

Орнамент. Каждый элемент бело-красной полосы, украшающей флаг возле древка, имеет свое особое значение. В центре расположен ромб – древний символ восходящего солнца, с отходящими от него «крючками», также называемыми «веслами» или «рогами». Эти детали символизируют движение и вечность. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают «хлебы», пищу, которая важна и для духа, и для тела.

В основе орнамента на флаге лежит узор «Восходящее солнце», вытканный в 1917 году Матрѐной Маркевич, крестьянкой деревни Костелище современного Сенненского района Витебской области. Узор был найден в архивах Белпромсовета.

 

Государственный герб Республики Беларусь утвержден  7  июня   1995   года.   Изображение   обновлено 4 января 2021 года.

Государственный герб – символ независимости Беларуси. Каждый элемент изображения несет важную смысловую нагрузку и отражает национальные духовные ценности граждан страны: труд и стремление к совершенствованию, гражданское единство и миролюбие, готовность отстаивать свою свободу и суверенитет государства.

В центре сложной композиции находится контур границ государства, который наложен на золотистые лучи солнца. Этот символ обозначает стремление сохранить страну целостной. Защита родины и труд на своей земле – главные задачи всех ее граждан.

Ниже расположено изображение земного шара. Республика Беларусь – часть цивилизации, воспринимающая все народы мира как равноправных друзей и партнеров. Соединение символов Земли и светила – знак жизни и веры в ее вечность.

Венок из колосков ржи – памяти и связь с предыдущими поколениями; в славянской культуре это священный знак урожая и благополучия. Справа его дополняют веточки клевера, которые олицетворяют мир животных (для них это корм). В древности человек считался частью мира живых существ. Жизнь и процветание людей возможно обеспечить только при условии сохранения всего животного мира. Слева в венок вплетен цветущий лен, символизирующий достаток, трудолюбие     и мастерство. Венок перевит лентой цветов национального флага. В центре – надпись «Рэспубліка Беларусь».  В  верхней  части  поля  –  пятиконечная  красная  звезда  –  это  знак  мужества,  чести  и высоких помыслов народа. Пять лучей символично обозначают связь и дружбу народов всех континентов Земли.

Флаг  города  Старые   Дороги  и Стародорожского района утверждѐн 1 декабря 2011 года.

Флаг представляет собой прямоугольное           полотнище с соотношением сторон 1:2, состоящее из трех равновеликих вертикальных полос: двух – красного цвета,   расположенных   по    краям, и центральной полосы желтого цвета, на которой размещено изображение герба города Старые Дороги.

Красный цвет символизирует мужество и отвагу.

Жѐлтый цвет олицетворяет богатство и власть.

Населенный пункт Дороги, современные Старые Дороги, впервые упоминается в документах архива канцелярии Великого Княжества Литовского, в 1-й книге записей Литовской Метрики под 1524 г., когда он перешел от князя Юрия Гольшанского к воеводе Виленскому, канцлеру Великого Княжества Литовского Альбрехту Гаштольду. После смерти в 1542 г. Станислава Гаштольда, который не имел наследников, Дороги переходят к Ходкевичам. Позже Дорогами ими владели Олельковичи, Радзивиллы, Витгенштейны.

Флаг является официальным геральдическим символом города Старые Дороги и Стародорожского района, а также собственностью Стародорожского района, правом распоряжения которой владеет Стародорожский районный исполнительный комитет.

 

Герб города Старые Дороги включен в Гербовый матрикул Республики Беларусь 29 апреля 1996 года.

В современном гербе города изображена искусственная геральдическая фигура, относящаяся к легендарным, – гипоцентавр. Герб «Гипоцентавр» был родовым  символом князей Гольшанских – первых из документально известных владельцев Старых Дорог. Представители этого рода занимали высокие посты в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой.

Фигура в гербе гипоцентавр (кентавр) представляет собой мифическое существо – наполовину человека, наполовину коня. Это   существо   было    воспето    поэтами    Древней    Греции    и Древнего Рима.

Ему приписывались такие качества, как благородство и мудрость. Вместо хвоста у него пасть дракона,  на  которого  направлена  стрела  лука,  натянутая  руками  самого  же   гипоцентавра.   Эта фигура, как пишут некоторые ученые, имеет старинное итальянское происхождение.

В нижней части герба расположены два дорожных посоха. Посох – непременный атрибут путешественника, странника, олицетворяющий вечное движение, поиск и дорогу. Пересечение путей всегда отображалось с помощью скрещенных линий.

свернуть

План зимних каникул

26.12.2020
развернуть

План работы ГУО «Средняя школа №3 г. Старые Дороги»

в период зимних каникул 2020/2021 учебного года

Мероприятие (с указанием формы проведения)

Класс

Дата проведения

Время проведения

Ответственные

Экологическая прогулка «Чудеса зимнего леса»

3 «Б»

28.12.2020

10:00

Кравчук Л.В.

Экскурсия «Зимняя сказка»

4 «А»

28.12.2020

10:00

Василюк И.М.

Просмотр документального фильма «Люди с черными душами»

10

28.12.2020

10:00

Санкевич Л.Б.

Турнир по волейболу «Мяч над сеткой»

9 «А»

28.12.2020

10:00

Сидорович Н.И.

Тренировка по настольному теннису

7-9

28.12.2020

10:00

Гуща Д.М.

Экскурсия к городской новогодней ёлке с конкурсной программой «Наша ёлка хороша»

6 «Б»

28.12.2020

11:00

Татаржинская М.Ф.

Игра-путешествие «Мир природы»

5 «А»

28.12.2020

11:00

Павлович О.К.

Брейн-ринг «Интеллектуальная мозаика»

7 «А»

28.12.2020

11:00

Бычкова Ю.В.

Игра-викторина «Путешествие в мир сказок»

1 «Б»

28.12.2020

11:00

Гуринович А.Ю.

Товарищеский матч по волейболу

8 «А»

28.12.2020

12:00

Будейко А.О.

Объединение по интересам «Юный инспектор движения»

-

28.12.2020

12:00

Гуща Д.М.

Викторина «Сказочный патруль»

4 «А»

29.12.2020

09:00

Василюк И.М.

Объединение по интересам «ОФП»

3-4

29.12.2020

10:00

Дубовик Л.В.

Интеллектуальная игра «Все обо всем»

5 «Б»

29.12.2020

10:00

Недоливко О.С.

Конкурсная программа «Новогодние сказки»

1 «А»

29.12.2020

11:00

Бинкевич Л.В.

Игра «Зимние забавы»

3 «А»

29.12.2020

11:00

Щерба Т.В.

Просмотр фильма «Секреты манипуляции: табак»

6 «В»

29.12.2020

11:00

Заранок В.А.

Товарищеская встреча по волейболу между сборными юношей и девушек

9-11

29.12.2020

11:00

Гуща Д.М.

Спортивное мероприятие «Резвый мяч» (поле для мини-футбола)

8 «Б»

29.12.2020

11:00

Розум В.В.

Игра «Два капитана» (спортгородок)

6 «А»

29.12.2020

11:30

Монина Т.Ю.

Турнир по волейболу «Мяч над сеткой»

7 «Б»

29.12.2020

12:00

Русакович Е.Ф.

Экскурсия к мемориалу «Реквием»

9 «Б»

29.12.2020

12:00

Ярохович В.М.

Лыжная прогулка

11

30.12.2020

09:30

Филипеня И.Н.

Просмотр фильмов о толерантности с их последующим обсуждением

ИПР

30.12.2020

10:00

педагог-психолог Дмитрук Л.С.

Объединение по интересам «Юный артист»

-

30.12.2020

10:50

Еремина С.В.

Секция «Волейбол»

5-6

30.12.2020

11:00

Дубовик Л.В.

Эстафета «Мой веселый звонкий мяч»

2

30.12.2020

11:00

Лысая И.Е.

Игра-викторина «Мозгопати»

8 «А»

30.12.2020

12:00

Будейко А.О.

Объединение по интересам «Эрудит-2»

-

30.12.2020

12:40

Кравчук Л.В.

Объединение по интересам «Литературная гостиная»

-

30.12.2020

13:40

Ярохович В.М.

Консультация «Мои права и обязанности»

ИПР

31.12.2020

10:00

педагог социальный Думинская О.М.

Объединение по интересам «ОФП»

3-4

04.01.2021

10:00

Дубовик Л.В.

Игровая программа «Веселые посиделки»

3 «Б»

04.01.2021

10:00

Кравчук Л.В.

Товарищеская встреча по волейболу

10

04.01.2021

10:00

Санкевич Л.Б.

Тренировка по баскетболу

7-9

04.01.2021

11:00

Гуща Д.М.

Эстафета «Веселые сказки» (поле для мини-футбола)

1 «Б»

04.01.2021

11:00

Гуринович А.Ю.

Игры на свежем воздухе «Пусть игры в гости к нам приходят»

4 «Б»

04.01.2021

11:00

Ралькевич Н.Л.

Объединение по интересам «Юный инспектор движения»

-

04.01.2021

12:00

Гуща Д.М.

Секция «Волейбол»

5-6

05.01.2021

10:00

Дубовик Л.В.

Конкурсно-развлекательная развлекательное мероприятие «Игромания - веселые каникулы»

6 «Б»

05.01.2021

11:00

Татаржинская М.Ф.

Игра-викторина «Мы за здоровый образ жизни»

6 «А»

05.01.2021

11:00

Монина Т.Ю.

Тренировка по волейболу

7-9

05.01.2021

11:00

Гуща Д.М.

Просмотр видеофильма «Секреты манипуляции: табак»

11

05.01.2021

11:30

Филипеня И.Н.

Спортландия «Новогодние эстафеты»

7 «Б»

05.01.2021

12:00

Русакович Е.Ф.

Развлекательная игра «Пантомима»

8 «А»

06.01.2021

10:00

Бычкова Ю.В.

Игра «Правовой турнир»

8 «Б»

06.01.2021

11:00

Розум В.В.

Спортивный праздник «Мы со спортом дружим» (спортгородок)

5 «А»

06.01.2021

11:00

Павлович О.К.

Спортландия «Веселые старты» (спз)

1 «А»

06.01.2021

11:00

Бинкевич Л.В.

Спортивный праздник «Эстафета преемственности» (поле для мини-футбола)

9 «Б»

06.01.2021

11:00

Ярохович В.М.

Интеллектуальный марафон «Умники и умницы»

3 «Б»

06.01.2021

11:00

Щерба Т.В.

Объединение по интересам «Эрудит-3» (за 31.12.2020)

-

06.01.2021

11:50

Кравчук Л.В.

Объединение по интересам «Эрудит-2»

-

06.01.2021

12:40

Кравчук Л.В.

Объединение по интересам «Литературная гостиная»

-

06.01.2021

13:40

Ярохович В.М.

Объединение по интересам «Все обо всем»

-

08.01.2021

09:00

Сидорович Н.И.

Спортивный праздник «Веселые эстафеты»

5 «Б»

08.01.2021

10:00

Недоливко О.С.

Объединение по интересам «Волшебный мир книг»

-

08.01.2021

10:00

Дорошко О.И.

Профилактическая беседа

ИПР

08.01.2021

11:00

заместитель директора по ВР, Болотько А.А.

Проведение диагностики «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

ИПР

08.01.2021

10:00

педагог-психолог Дмитрук Л.С.

Игра «ЗОЖ – это жизнь»

6 «В»

08.01.2021

11:00

Заранок В.А.

Секция «Волейбол»

5-6

08.01.2021

11:00

Дубовик Л.В.

Объединение по интересам «Все обо всем»

-

09.01.2021

09:00

Сидорович Н.И.

Объединение по интересам «Юный редактор»

-

09.01.2021

09:55

Ярохович В.М.

Турнир знатоков «Природа родного края»

1 «А»

09.01.2021

10:00

Бинкевич Л.В.

Кружок ОФП

3-4

09.01.2021

10:00

Дубовик Л.В.

Объединение по интересам «Что? Где? Когда?»

-

09.01.2021

10:00

Будейко А.О.

Познавательный журнал «Легенды родного края»

5 «Б»

09.01.2021

10:00

Недоливко О.С.

Объединение по интересам «Юный редактор» (за 26.12.2020)

-

09.01.2021

10:45

Ярохович В.М.

Тренировка по настольному теннису

7-9

09.01.2021

11:00

Гуща Д.М.

Объединение по интересам «Что? Где? Когда?» (за 26.12.2020)

-

09.01.2021

11:00

Будейко А.О.

Устный журнал «Мы – белорусы»

8 «А»

09.01.2021

12:00

Будейко А.О.

Составила

заместитель директора по ВР

Болотько А.А.

свернуть

График работы объединений по интересам

развернуть

ГРАФИК

РАБОТЫ  ОБЪЕДИНЕНИЙ  ПО ИНТЕРЕСАМ

на 1 полугодие  2020/2021 учебного года 

Название объединения

Руководитель

К-во час.

Поне-дельник

Втор-ник

Среда

Четверг

Пятни-ца

Суббо-та

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Юный инспектор движения»

Гуща Д.М.

 

1

16.40-18.25

 

 

 

 

 

«Эрудит 2»

Кравчук Л.В.

1

 

 

12.40-13.25

 

 

 

«Эрудит 3»

Кравчук Л.В.

1

 

 

 

11.45-12.30

 

 

«Эрудит 4»

Василюк И.М.

1

 

 

 

12.45-13.30

 

 

«Волшебный мир книг»

Дорошко О.И.

 

2

 

 

 

 

15.30 -16.15; 16.20 – 17.05

 

«Что? Где? Когда?» (КВАНТ)

Будейко А.О.

 

1

 

 

 

 

 

10.00 – 10.45

«Литературная гостиная»

Ярохович В.М.

 

1

 

 

13.40-14.25

 

 

 

«Юный редактор»

Ярохович В.М

1

 

 

 

 

 

09.55 – 10.40

«Всё обо всём». Математическое направление

(КВАНТ)

Сидорович Н.И.

 

1

 

 

 

 

 

09.55-10.40

«Юный артист»

Ерёмина С.В.

 

2

 

 

 

10.50-11.35

11.45-12.30

 

 

«ОФП»

Дубовик Л.В.

 

1

 

 

 

 

 

10.00 – 10.45

Волейбол

Дубовик Л.В.

 

1

 

 

 

 

18.50-19.35

 

 

Заместитель директора по ВР                                                   А.А.Болотько

свернуть

Анонс конкурса "Чернобыль. Сохраняя память..."

развернуть

Районный  этап

республиканского конкурса

«Чернобыль: судьбы, события, память»

в рамках республиканского проекта

«Чернобыль: сквозь призму десятилетий»

С 14 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА ПО 24 ДЕКАБРЯ 2020 года районный этап республиканского конкурса «ЧЕРНОБЫЛЬ: СУДЬБЫ, СОБЫТИЯ, ПАМЯТЬ» (далее – конкурс).

УСЛОВИЯ 1.Участники конкурса

В конкурсе принимают участие обучающиеся, творческие коллективы учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2-х возрастных категориях: 13-15 лет, 16-18 лет.

Конкурс проводится по номинациям:

«Лёсы, абвеяныя Чарнобыльскім ветрам»;

«Молодежь за творчество, инициативу, развитие».

 Номинация «Лёсы, абвеяныя Чарнобыльскім ветрам»

На подготовительном этапе в ходе поисково-исследовательской деятельности обучающиеся:

изучают материалы государственных архивов, научную, историческую, художественную литературу; аудио- и видеоматериалы, и другие источники, отражающие историю трагедии на Чернобыльской атомной электростанции и судьбы участников ее ликвидации;

встречаются с очевидцами и участниками событий, их родственниками, записывают их воспоминания, знакомятся с материалами личных архивов (документами, фотографиями, и др.), организуют совместные мероприятия.

При проведении встреч с участниками и очевидцами событий возможно использование анкеты-опросника, разработанного Белорусским республиканским общественным объединением ликвидаторов и инвалидов Чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля» (https://rcek.by/краеведение/проекты).

В номинации представляются исследовательские работы, раскрывающие судьбы участников ликвидации последствий чернобыльской трагедии и граждан, внесших значительный вклад в преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС).

Конкурсная работа должна включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Также в работе необходимо отразить личное отношение к теме исследования.

Исследовательские работы предоставляются обязательно в бумажном виде и на электронном носителе.

Критерии оценки исследовательских работ:

соответствие условиям конкурса;

историческая достоверность (работа должна основываться на реальных фактах, документах и воспоминаниях, материалах встреч с участниками, родственниками и очевидцами излагаемых событий);

наглядность (использование в работе иллюстраций, фотографий, рисунков, карт и др., семейных и других архивов);

логичность и последовательность изложения.

Подготовленные материалы могут использоваться в учреждениях образования при проведении информационных часов, круглых столов, конференций и других образовательных мероприятий.

Номинация «Молодежь за творчество, инициативу, развитие»

В номинации предоставляются творческие проекты, посредством которых обучающиеся могут выразить свое собственное видение последствий чернобыльской катастрофы и перспектив возрождения и развития регионов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС,

а также пропагандирующие бережное отношение к историко-культурному и природному наследию страны.

Творческие проекты создаются по следующим направлениям:

наглядная продукция (плакаты, листовки, памятки и др.);

видеоролик;

социальная акция.

Наглядная продукция предоставляется в бумажном варианте (не более формата А3) или электронном (в формате JPЕG).

Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут.                                              

Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.

Проект социальной акции предоставляется в виде отчета (бумажном или электронном вариантах) о проведении различных тематических информационно-просветительских мероприятий. Отчет должен содержать цель и задачи, сроки проведения мероприятия, категорию участников, информацию о проведенной работе и ее результатах, а также подтверждающий материал (фото, видео, анкеты и др.).

Критерии оценки творческих работ:

соответствие заданной теме и ее раскрытие;

оригинальность представленной идеи;

информационная содержательность;

художественная выразительность, демонстрация новых, оригинальных образов;

возможность использования творческого проекта в информационных и (или) учебных целях.

Для участия в районном этапе конкурса необходимо:

 До 18 декабря 2020 года включительно подать заявку

До 24 декабря 2020 года включительно предоставить материалы в виде, соответствующем условиям каждой из номинаций данного конкурса.  

свернуть

Информационный час "Чернобыльский набат"

развернуть

Информационный час «Чернобыльский набат»

Цели: рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности, развивать позитивную активную жизненную позицию, воспитывать чувство сострадания.

                                   Ход информационного часа

  1. Вводное слово учителя

Много времени прошло с того страшного дня, когда по радио и телевидению объявили о трагедии в Чернобыле.

Каждый год 26 апреля все цивилизованное человечество с горечью и болью вспоминает о катастрофе, грянувшей на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года. Катастрофа в одночасье перевернула жизнь миллионов людей и стала проблемой целого мира. Тем не менее, для кого-то эта катастрофа уже забыта, кто-то слышал о ней «краем уха», а кто-то – и вообще не знает ничего. Но те люди, которые попали в этот огневорот, никогда не смогут ничего забыть, даже если бы захотели. Это – десятки и сотни тысяч ликвидаторов и пострадавших из разных категорий общества.

Это произошло на Чернобыльской АЭС в 01 час 23 минуты 48 секунд. 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.

Рассказ очевидцев (читают ученики):

«Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.

Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую  аварию по станции».

Дополнение учителя:

Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.

Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции. Некоторые все еще несут на себе символы советской военной мощи... В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях – таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию.

Учитель: Но нельзя не забыть о тех, кто первый «нырнул» в смерть, не жалея себя. Это отряд пожарных. Пожарные, охранявшие атомную станцию, оказались первыми, кто встретил вселенскую беду – ибо первыми последствиями любой техногенной катастрофы являются разрушения и огонь. До той поры еще не тушили таких радиационных пожаров, не сталкивались с обширным несчастьем, которое принес "мирный" атом"! Бойцы пожарной охраны сумели справиться с пожаром – ценой собственной жизни. Леонид Телятников, Владимир Правик, Виктор Кибенок…, все 28 огнеборцев, погибшие при исполнении своего профессионального долга, – дорогие сердцу имена!

Святые люди! Понимая, что вокруг них бушует радиация, они боролись с огнем, отсекали ему путь к соседнему реактору. Боролись, пока не укротили пламя, против которого всегда выходят огнеборцы, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них. Получившие страшную дозу радиации, они были помещены в лучшую клинику Москвы, где их, казалось бы, должны были спасти. Но не спасли. А перед тем как они умерли, их командир лейтенант Виктор Кибенок, почти теряя сознание, обошел клинические палаты и в них товарищей своих. Поздравил с наступающим майским днем Победы, призвал держаться и не сдаваться. (Так на войне, в паузе тяжелейшего бесконечного боя, обходит своих бойцов и обрушенные траншеи боевой командир...). Они умерли в один день. Слишком велика была доза облучения...

ПЕРВЫЕ. ГИМН ОГНЕБОРЦАМ.

Когда мир и горит, и плавится, Задыхаясь в едком дыму, Только первые могут справиться, Побеждая огонь и тьму. Не откажутся, не отступятся, Не забудут про долг и честь, Только первые, только лучшие! Служба первых была и есть - «Сто один» - это служба риска, Та, что будет всегда нужна! …Нет конца у святого списка, Где Чернобыльцев имена, Где над каждым именем доблестным, Остывающем от огня, Светлый лик встает Богородицы, До последней секунды храня… Опаленные, легендарные, Окрещенные тем огнем, Героические пожарные На посту и ночью и днем. И когда все горит и плавится, Задыхаясь в дыму вражды, Только первые могут справиться, Заслонить других от беды! …Кто-то будет из камня высечен, Кто-то будет забыт, как сон. Гибнут первые, сотни и тысячи. Мир их праху и низкий поклон! Февраль 1999 г.

  1. Просмотр презентации

III. Беседа по вопросам

- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление? - Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

- Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

- Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

- Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.

Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих РВ. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Но один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

 

свернуть

День матери

14.10.2020
10 лучших фильмов и сериалов про Чернобыльскую катастрофу
Год малой Родины
Духовность.Гармония.Красота
Педагогический проект. «Сопровождение профессионального самоопределения учащихся посредством организации работы классов военно-патриотического воспитания и классов правовой направленности»